Уже более тысячи лет тибетские художники играют ключевую роль в культурной жизни Тибета. Расписная мебель, роспись культовых зданий, тханка — работы художников проникали практически во все аспекты жизни на Тибетском плато.
Содержание
История развития тибетского искусства
Искусство Тибета на протяжении многих веков формировалось под влиянием в первую очередь индийской и китайской культуры. Живопись, архитектура и даже танцы свидетельствуют об исключительном влиянии со стороны Индии, Непала и Китая. Культура индийской Империи Пала и непальского королевства Невари проникла в Тибет вместе с культурой Кашмира (Индия) и королевства Кхотан (провинция Синьцзян, Китай).
Практически все элементы тибетского искусства, за исключением некоторых народных ремёсел, черпали вдохновение в буддизме, пришедшем в Тибет из Индии. Неварский стиль чётко прослеживается в резьбе по дереву древнего храма Джокханг в Лхасе. Кашмирское же влияние отчётливо проявляется в фресках храмов Цапаранга, столицы древнего королевства Гуге в западном Тибете. Влияние китайских архитектурных стилей заметно в монастыре Шалу, неподалёку от Шигадзе. Позднее, собственный тибетский стиль, называемый «Менри«, проявил себя в монастырях Дрепунг, Ганден и Сера.
Искусство Тибета было всегда консервативным и чётко следовало традиции. Самовыражение мастеров и новшества не одобрялись, так как считалось, что вольное толкование может чинить препятствия к главной цели искусства — духовному просвещению. Художники Тибета традиционно оставались неизвестными, работали анонимно и не гнались за славой. Использование цветов в искусстве определялось обычаями и жёстким символизмом.
Художественному наследию Тибета был нанесен значительный ущерб во время Культурной революции. То, что не было разрушено, было вывезено за пределы Китая или на художественный рынок Гонконга. Множество тибетских ремесленников было подвергнуто гонениям. И только в последние годы, исправляя ошибки прошлого, китайское правительство делает всё возможное для возвращения вывезенных исторических ценностей. За последнее время более тринадцати с половиной тысяч предметов искусства были возвращены в Тибет, а оставшиеся немногочисленные художники и ремесленники смогли снова вернуться к своей работе и начать обучать молодых тибетцев.
Архитектура
Самые ранние религиозные сооружения Тибета, например храм Джокханг в Лхасе, построены в индийском и неварском архитектурных стилях. Многие строения возводились из гранита, кирпича, а иногда из дерева. Особый тибетский стиль проявляется в великолепии ступы Кумбум в Гьянгдзе, монастырей Самье и Ташилунпо, а также во дворце Потала. Однако, возможно самым выдающимся проявлением тибетской архитектуры является чортен (тибетская ступа). Изначально они предназначались для сохранения кремированных останков Будды Шакьямуни. Со временем чортены становятся символом Будды и созданного им учения. Позже их назначение изменилось: чортены стали использовать в качестве усыпальниц для лам и святых. Эта традиция жива и поныне. Великолепный золотой чортен был построен в 1989 г. в монастыре Ташилунпо для тела Десятого Панчен-ламы.
Характерными чертами городской нерелигиозной архитектуры являются накренённые во внутреннюю сторону стены зданий из прочно подогнанных камней или высушенных на солнце кирпичей. Крыши тибетских домов плоские. В больших сооружениях крыши поддерживаются изнутри деревянными подпорками. Многие дома белят и окаймляют тёмной краской. В сельской местности дома обычно окружены стеной, создающей уютный маленький дворик. В некоторых регионах вход в дом охраняют нарисованные на дверях или стенах скорпионы и свастика. Домом для кочевников служат палатки из ячьей шерсти, называемые бар. Такие палатки достаточно просторны и могут вмещать всю семью. Открытый верх палатки позволяет выходить дыму наружу.
Живопись
Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние. Более свободный подход китайской пейзажной живописи позволил некоторым тибетским художникам отойти от формального выражения тибетского религиозного искусства и использовать пейзаж, как декоративное украшение в религиозных изображениях. Но это не означает, что китайское художественное искусство пробудило новое движение в искусстве Тибета. Новые, подверженные китайскому влиянию формы живописи сосуществовали вместе со старыми, во многом потому, что этот вид искусства в Тибете передавался от учителя к ученику.
Особого внимания заслуживает религиозная живопись по шёлку или хлопку с элементами вышивки, называемая тханка. Тханка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцена Гампо на непальской принцессе Бхрикути. Рисование тханки начинается с фона и завершается прорисовкой глаз, которые наносятся во время особого праздника «открытия глаз». Для тханки используются натуральные красители: синий из ляписа, красный из киновари и жёлтый из серы. Процесс рисования тханки требует от мастера глубокого понимания символики, передаваемой им на холсте.
Бронзовое литье
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Металлические статуэтки традиционно изготавливаются непальским методом. Сначала фигура вырезается из воска и обмазывается глиной. Затем, когда глина высыхает, фигуру разогревают, чтобы вытопить воск. В образовавшуюся форму заливается жидкий металл, при этом в середину вводится глиняный стержень так, что статуя остаётся полой. Очищенную от глины статую шлифуют, покрывают позолотой или расписывают. Статуэтки в основном изготавливают из бронзы, но иногда они могут быть сделаны даже из сливочного ячьего масла или цампы (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), символизирующих временность вещей.
Декоративно-прикладное искусство
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. Традиционными центрами ковроткачества считались Гьянгдзе и Шигадзе. Современная индустрия базируется в основном в тибетских общинах Непала.
Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Также примечательны тибетские поющие чаши, используемые для медитации и молитв. Резьба по дереву применяется в производстве ярко раскрашенной тибетской мебели и оконных рам. Однако, многое из того, что можно увидеть в наши дни в Лхасе, сделано тибетцами, живущими в Непале.
Музыка и танцы
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к религии Бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса. Главными ритуальными музыкальными инструментами являются ролмо и силньен (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрилбу (колокольчики), дунчен (длинные трубы), канлин (конический гобой) и дункар (раковина).
Для исполнения фольклорных мелодий используются драньен (шестиструнная лютня), пиуан (двухструнная скрипка) и гьюман (китайская цитра).
Любой, кому посчастливится присутствовать на тибетском празднике, сможет увидеть ритуальный танец цам (чам), исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл, однако, даже непосвящённый зритель окажется под впечатлением от зрелищности и ярких масок танцоров.
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках, уходящий корнями к добуддистскому древнему верованию бон. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
Цам часто сопровождается менее значительным представлением лхамо — тибетской оперой. Это более светская форма искусства. Она представляет собой комбинацию танцев и громких песнопений. Тибетскую оперу создал в XIV в. Тангтонг Гьялпо — буддистский учитель, врач, архитектор и поэт. Основные сюжеты для тибетской оперы черпаются из буддистского народного фольклора.