Буддийский монастырь Спитук Гомпа, Ладакх, Индия

  • Название: Спитук Гомпа или буддийский монастырь Спитук, Спиток Гомпа, Петуб Гонпа, монастырь Петуб, по-тибетски: དཔེ་ཐུབ, вайли: dpe thub.
  • Местонахождение: штат Джамму и Кашмир, Ладакх, округ Лех, в 8-ми км от Леха, возле аэропорта.
  • Месторасположение: В 8 км от Леха, сразу за аэропортом, на въезде в деревню Спитук, возвышается над деревней.
  • Основатель: Лама Од-де, Старший брат Ламы Чангчуб Од.
  • Основан: первая половина 16 века.11 век.
  • Принадлежность: Гомпа.
  • Традиция: Гелуг.
  • Архитектура: Тибетская архитектура.
  • Праздники: Фестиваль Спитук Густор празднуется в Спитуке с 27-го по 29-й день 11 месяца по тибетскому календарю, соответствует январю по европейскому календарю.

Строительство буддийского монастыря Спитук, или Спитук Гомпы, было завершено около 550 лет назад Гьялпо Бумиде, несмотря на то, что одному из святилищ, посвященных Махакале, более 900 лет. Слово «Спитук», скорее всего, происходит из центральнотибетского языка и означает «образцовый». Предполагается, что это был первый тибетский монастырь в Ладакхе. Также есть вероятность, что такое название монастырь получил от знаменитого настоятеля Ринчена Зангпо, который дал название обители будучи в восторге от примерного поведения своих послушников.

Возвышающийся на высокой скале, монастырь принадлежит к традиции Гелуг («желтых шапок») с 15 века, до этого принадлежал секте Кагью, а вначале своей деятельности принадлежал секте Кадампа. В Спитук Гомпе сохранились два древних храма, реконструированные в 1970 году. Сюда из дворца Потала после ввода китайских войск в Тибет были перемещены древние тханки, которые до сих пор хранятся здесь. Около 125 лам традиции Гелуг считаются ламами монастыря Спитук, хотя живут и несут службы в подчиненных Спитуку монастырях. Все ламы собираются здесь вместе во время главного праздника. Главный лама монастыря Спитук Его Святейшество Ринпоче Кушок Бакула является главным ламой Ладакха и представляет Ладакх в качестве посла в Монголии. Ранее главный лама также был членом парламента.

Подъемы и спуски по нескольким лестничным пролетам монастыря ведут в главный двор. В середине зимы здесь проходит главный фестиваль Спитука, Спитук Густор. Также в главном дворе проходят танцы в масках (Цам), которые заканчиваются принесением в жертву ритуального пирога. Фестиваль, известный как фестиваль жертвоприношений 29-го дня Спитук, проходит 28-го и 29-го числа одиннадцатого месяца тибетского календаря. Крутые ступени ведут от главного двора к Дукхангу и главному храму. Стены обоих зданий внутри и снаружи украшены изображениями свирепых дхармапал, божеств-хранителей.

Внутри Дукханга есть пять рядов низких сидений для лам и высокий трон в дальнем углу, предназначенный для Далай-ламы, хотя он был здесь только один раз с тех пор, как покинул Тибет в 1959 году. За троном находится статуя Будды, по обе стороны от которого на стенах развешаны буддийские канонические тексты. Рядом с центральным троном находятся двери, ведущие в низкую темную часовню, а в центре — Цонкапа, основатель гелугской ветви буддизма (школы желтых шапок) и два его главных ученика. Слева изображение Тары, а справа статуя бывшего главного ламы.

Из главного двора можно попасть в другой, меньший двор, который находится перед храмом Шикханг (другой зал для собраний, похожий на Дукханг). Этот храм был построен примерно в 1960 году, и все его стены украшены красивыми фресками. В центре зала находится статуя Шакьямуни, исторического Будды. Справа от нее находится статуя одиннадцатиголового Авалокитешвары, «Владыки взирающего». Небольшая комната за статуей Будды предназначена для хранения статуи богини Кали, образ которой остается скрытым в течение всего года, за исключением всего лишь одного дня во время зимнего фестиваля в Спитуке.

Новый храм Чокханг находится на несколько уровней выше внутреннего двора перед Духангом. Здесь проводятся похоронные обряды. В центре большая статуя Будды Шакьямуни, а слева от нее статуя Падмасамбхавы, основателя тибетского буддизма, жившего в 8 веке. Он переводил буддийские тексты на тибетский язык с их оригинальных языков пали и санскрита. Справа находится статуя богини Тары. В храме также находится большое количество прекрасных тханок (некоторые из них совершенно новые) и коллекция старинного оружия. Напротив Чокханга по диагонали, на том же уровне, находится небольшой храм Долма Лакханг, посвященный богине Таре (в Ладакхе ее называют Долма). Здесь хранятся прекрасные статуи богини (21 статуя), которые представляют ее в различных формах. Позолоченная глиняная фигурка на коне изображает царя Ладакха Шукдана.

За храмом находятся личные покои главного ламы и учителя Ладакхской долины и монастырей Монголии Ринпоче Кушок Бакулы XX. Самый большой храм, который возвышается над всеми остальными, находится недалеко от вершины горы. Это Гонкхан. Другое название этого храма – Кали Мата, хотя храм посвящен не индуистской богине Кали, а Махакале, свирепому йидаму-защитнику Дхармы. Также в Храмовом зале на стене висят древние тантрические маски, которые до сих пор используются во время ритуала Танца Цам на фестивале Густор.

Вместе с Махакалой здесь изображены и другие суровые защитники дхармы. Одно из изображений посвящено индуистской богине Кали, которая также в небольшой степени является частью буддийского пантеона богов. Изображения Махакалы и его шестирукой формы вырезаны из черного камня и очень древние. Для того, чтобы хорошо рассмотреть статуи в этом тусклом храме нужно обязательно иметь при себе хороший карманный фонарь.