Божества религии Бон

Пантеон религии Бон содержит большое число божеств. Каждый тантрический ритуальный цикл в каноне Бонпо имеет своё собственное полное собрание божеств, методов визуализации и поклонения. Одна из классификаций делит божества на три группы: мирные (zhi-ba), гневные (khro-bo) и свирепые (phur-pa). Кроме того, космогония Бонпо описывает группы божеств Света и Тьмы.
 
Божество наивысшего уровня — Кунту Сангпо (Kun-tu bZang-po) (Бонку (bon-sku: Тело Истины)), Шенлха О`кар (gShen-lha `Od-dkar) (Дзогку (rdzogs-sku: Тело Совершенства)) и Тонпа Шенраб (Трулку (sprul-sku: Тело Воплощения)), который является Учителем (sTon-pa) нынешней мировой эпохи. Самое важное женское божество — Джамма (Byams-ma), «Любящая Мать», также известная как Сатриг Ерсанг (Sa-trig Er-sangs). Есть также собрания 1000 Будд и Будд трёх времён (прошлого, настоящего и будущего). Среди охранительных божеств, известных как Защитники Дхармы (bKa`-skyong), самые важные — Сипай Гьелмо (Srid-pa`i Gyal-mo: «Царица Бытия», женская форма охранителя учений Бонпо), Миду или Миду Джампа Трагго (Mi-bdud `bYams-pa Khrag-mgo: мужская форма охранителя монастыря Мэнри) и Цэнго Хурба (bTsan-rgod Hur-pa).
 
Самое общее подразделение божеств: те, которых различают среди надмирских богов высших сфер (`Jig-rten las` das-pa`i lha), полубогов и меньших божеств, остающихся активными в этом мире (`Jig-rten pa`i lha). К последней группе принадлежит вся совокупность горных божеств, местных божеств (Sa-bdag), зловредных демонов (gNyen), женских форм демонов (Ma-mo), других духов типа Дре (`Dre), Си (Sri), Лу (kLu) и т.д.

Содержание

Кунту Зангпо, Изначальный Будда

Кунту Зангпо (буквально в переводе с тибетского Кun-tu-Bzang-po — всеблагой, благородный во всем). Изначальный Будда, Будда измерения пустотной природы ума. Источник Учения Великого Совершенства Дзогчен.

Имя Кунту Зангпо означает «то, что является самым прекрасным и присутствует во всех местах». Он представляет собой состояние полной изначальной чистоты и является воплощением «Тела истины», Бонку — высшего аспекта просветления. Это источник возникновения всех Будд, приходящих на Землю во благо всех живых существ. Эманацией Кунту Зангпо является Будда Тонпа Шенраб, принявший человеческое рождение и открывший учение Юнгдрунг Бон миру.

Кунту Зангпо изображается обнаженным, лишенным каких-либо одеяний и украшений. Но не стоит думать о нем, как о неком существе, пребывающем в человеческой форме. Подобно зеркалу, отражающему все без искажений, Кунту Зангпо — это символ пустоты и ясности самой природы ума. Его Учения не проявлены вербально. Он охватывает все явления, являясь основой их проявления, изначальным состоянием. Поскольку Дхарма изначально чиста, он никогда не был омрачен.

Шенла Окар, Будда Сострадания

Шенла Окар — Будда Высшего сострадания. Его сострадание — основа Учений и практики Бон, помогающих всем живым существам на пути к освобождению. Шенла Окар является воплощением «Тела совершенной радости», Дзоку, источника всех Учений Тантры. Это главный Учитель всех Учителей.

Шенла Окар — проявление любви Сангпо Бумтри — руководящая сила Тонпа Шенраба, открывшего Учение Юнгдрунг Бон на благо всех существ. Окар означает «белый свет», поэтому тело йидама изображается естественно-перламутровым. Он предстает в божественной форме, красивых церемониальных одеяниях и украшениях, восседая на троне, поддерживаемом двумя снежными львами, которые олицетворяют верховенство Шенла Окара над всеми формами жизни. Руки его в медитативной мудре равенства. Именно так он проявляется для существ, достигших высокого уровня реализации, близких к состоянию Будды, Бодхисаттв.

Когда Будда Шенла Окар приходит в теле воплощения в мир, то внешне он подобен обычному человеку. На изображении совместно с Четырьмя трансцендентными Владыками Бон в правой руке он держит крюк.

Сангпо Бумтри, Будда-создатель

В космогонии Бон Сангпо Бумтри — Царь изначального бытия, Творец Бона, проявленный в человеческом облике и проявившийся в мире из яйца света.

Сангпо Бумтри — Будда изобилия, добра и блага. Его тело серебряно-белого цвета, до подмышек ниспадают бирюзовые косы. У него нет ни глаз, чтобы видеть, ни рук, чтобы держать, ни ушей, чтобы слышать, ни носа, чтобы обонять — у него есть только его дух.

Вместе с Шераб Джаммой, Шенла Окаром и Тонпа Шенрабом является одним из Четырех трансцендентных Владык Бон. На изображении совместно с ними он держит флаг в правой руке, а левая покоится в мудре равенства.

Тонпа Шенраб, Основатель Бон

Тонпа Шенраб — полностью просветленный, Учитель нынешней эпохи, основатель Учения Юнгдрунг Бон. Родился принцем в 16 017 году до н. э. в прекрасном дворце Барпо Согьед в государстве Олмо Лунгринг, которое было частью более обширных территорий страны Тадзик, расположенной к западу от Тибета. В 31 год он покинул родной дворец, став аскетом, все более глубоко и глубоко изучая доктрины Бон.

Тонпа Шенраб Мивоче вошел в дверь просветления через практику накопления заслуг, что привело к достижению трансцендентных качеств сострадания. Он избавил Тибет от кровавых жертвоприношений, заменив их торма. Во время своего единственного визита в Тибет Тонпа Шенраб дал местным жителям Учение Бона причины — и изрек пророчество о том, что в будущем его Учение получит в этих землях полный расцвет. 

Тонпа Шенраб покинул этот мир в 82 года. Говорится, что в царстве Олмо Лунгринг время текло иначе, чем сегодня, и продолжительность жизни Учителя составляла 8200 лет. Его воплощение было посвящено освобождению всех чувствующих существ. Чтобы спасти их, он трижды повернул Колесо Дхармы Бон как противоядие от всех страданий. 

Также интересно  Восемь благоприятных символов буддизма

Тонпа Шенраб держит символ Учения — свастику Юнгдрунг — в правой руке, а его левая рука находится в медитативной мудре.

Сатриг Эрсанг, Совершенная Мудрость

Сатриг Эрсанг — воплощение совершенной мудрости, одно из проявлений Шераб Джаммы, Любящей матери изначальной мудрости, матери всех Будд. Сатриг Эрсанг возглавляет собрание Четырех трансцендентных Владык Бон — и обычно изображается в их сопровождении.

Она имеет мирный женственный облик, восседает на лотосовом троне, ноги скрещены, и, как правило, удерживает в двух руках у сердца стебли двух цветов, на одном из которых, справа, на уровне плеч, покоится свастика Юнгдрунг, слева — зеркало.

На тханках Сатриг Эрсанг обычно окружают 250 сангье — просветленных — все они женщины. Каждый из Четырех трансцендентных Владык окружен подобной группой, которая составляет в общей сложности 1000 сангье традиции Бон. Такие тханки, скульптуры или фрески можно встретить практически в каждом бонском храме или святилище.

Шераб Джамма, Любящая мать

Шераб Джамма — Любящая мать изначальной мудрости, Мать всех Будд. Олицетворяет женскую энергию бесконечной любви и сострадания. Она дает утешение и руководство всем существам, рассеивает страхи, препятствия, болезни, печаль и негативные силы.

Ее тело — сверкающе-золотое, она восседает на лотосовом троне на дисках солнца и луны, поддерживаемом снежными львами, в окружении своей свиты. В правой руке у сердцечного центра Шераб Джамма держит вазу с животворящим нектаром дуци, увеличивающим жизнь практикующих, в левой руке, поднятой у головы — цветок лотоса, внутри которого находится зеркало мелонг, символизирующее чистоту сердца Джаммы, его совершенное понимание и сострадание к страданиям всем существ.

В других аспектах Шераб Джамма проявлена как Сатринг Эрсанг и Сипе Гьялмо. В священных текстах говорится о сотнях тысяч проявлений тела Шераб Джаммы на благо всех существ.

Сипе Гьялмо, Царица Вселенной

Сипе Гьялмо — царица Вселенной, является главным гневным божеством-покровительницей и защитницей Учения Юнгдрунг Бон, а также одним из древнейших божеств в тибетской традиции. Соответствует богине Палден Лхамо, защитнице Тибета и гневной форме богини Сарасвати. Относится к группе просветленных защитников, защищающих Учение и сообщество практикующих. Это эманация Шераб Джаммы, принимающая гневную форму — чтобы отпугивать и искоренять зло, защищать и исцелять всех живых существ. 

Тело Сипе Гьялмо цвета индиго, у нее три лица: правое белое, левое красное, центральное индиго. Она едет на муле и имеет шесть рук, держащих Знамя победы, меч, сделанный из молнии, пурбу (славный кинжал), зеркало, крюк и чашу черепа, наполненную кровью. Ее тело покрыто черепами и свежей человеческой кожей. 

Во всех храмах Юнгдрунг Бон есть специальная святыня Сипе Гьялмо, где молитвы Царице Вселенной возносятся круглый год, днем и ночью. Мастера, выполняющие практику, благодарят Сипе Гьялмо за особую любовь и защиту Юнгдрунг Бон и всех живых существ. Они просят ее освободить мир от зла, наполнив его состраданием и любовью.

Йеше Валмо, Мудрая Защитница

Йеше Валмо — Защитница мудрости, одна из самых важных эманаций (аспекта мудрости) Сипе Гьялмо, полугневная форма Шераб Джаммы. На протяжении веков, когда Бон подвергался гонениям, ламы прятали священные тексты и ритуальные предметы в горах в виде терма. Йеше Валмо — их защитница, позволяющая тертонам находить священные объекты, когда для этого наступит свой час.

Йеше Валмо — также защитница учений и практиков Дзогчен. Йидам Йеше Валмо может иметь два аспекта: исцеляющий (в этом случае она держит в левой руке сосуд с эликсиром долгой жизни) и защитный (в этом случае в ее левой руке находится диск человеческого черепа). Металлическим метеоритным мечом в правой руке она рассекает любые препятствия на пути знания, а также уничтожает злых духов. Она стоит на одной ноге на цветке лотоса, одетая в павлиньи перья, символизирующие трансмутацию яда (невежества), а также в тигровую шкуру. Ее окружает яркое пламя, сжигающее дотла все невежество.

Если обратиться к Йеше Валмо за помощью, ее ответ придет незамедлительно.

Ньямме Шераб Гьялцен, Владыка Бон

Ньямме Шераба Гьялцена иногда называют вторым Буддой Бон. Он родился в тибетской провинции Гьялронг 5 января 1356 года. Его появление на свет было ознаменовано чудесными явлениями: на небе одновременно пребывали солнце, луна и звезды, шел дождь из цветов, сплетались вместе радуги, а некоторые наблюдатели с чистой кармой также видели в облаках прекрасные танцы божеств.

С самых ранних лет он проявлял большие способности к познанию Учения, в 10 лет был посвящен в монахи-послушники, а в 31 год — полностью посвятил себя монашеской жизни, получив имя Шераб Гьялцен. Он обучался в Йеру Венсакхе, главном монастыре Бон — и, достигнув статуса Учителя, был приглашен возглавить две школы монастыря. Однако чувствуя в сердце потребность навестить родителей, он отправился в путешествие на родину, во время которого узнал, что его монашеская обитель была разрушена наводнением с оползнями. Ряд серьезных знамений сопровождал его путь, а печаль была развеяна явлением Богини Сипе Гьялмо, которая изрекла предсказание о том, что Шераб Гьялцен должен распространять Учение в центральном Тибете.

В 1405 году Владыка Бон основал монастырь Таши Менри, став его первым настоятелем — Менри Тризином. Здесь он объединил три ветви Учения — Сутру, Тантру и Дзогчен. Шераб Гьялцен был великим реформатором, восстановившим монашескую традицию и создавшим главную обитель бонпо, которая просуществовала в Тибете до середины 60-х годов прошлого века, будучи разрушенной во время китайской культурной революции. В те же годы произошла релокация бонского правительства и монастыря Менри в Индию, горное поселение Доланджи, штат Химачал Прадеш. Строительство нового монастыря возглавляли Его Святейшество Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче и Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче.

Также интересно  Духи и демоны в тибетской астрологии и геомантии

Шераб Маве Сенге, Божество мудрости

Шераб Маве Сенге — Божество мудрости, изображается с белой или оранжевой кожей. В руках он держит меч и цветок лотоса. Он восседает на троне дракона — символе величия его речи.

Шераб Маве Сенге призывается верующими во время доктринальных дебатов. Ньямме Шераб Гьялцен, первый Менри Тризин, считается эманацией этого божества.

 

 

 

Дренпа Намка, Великий Учитель

Дренпа Намка — «Тот, чья память подобна небу / пространству». Великий Учитель и Защитник Юнгдрунг Бон, впоследствии принявший буддизм и ставший одним из 25 учеников гуру Падмасамбхавы. Говорится, что последователем буддизма мастер стал для сохранения традиции Юнгдрунг Бон.

Дренпа Намка знал много языков, славился своей работой переводчика, совершал паломничества по многим священным местам в Шанг-Шунге, Индии и Тибете. Он провел огромную работу по «спасению» терма и оставил после себя бесценное наследие учений.

Существовало три эманации Дренпа Намки, которые проявились в разное время в трех разных местах: первая — в Тадзиге, вторая — в Шанг-Шунге и третья — в Тибете. Традиционно Дренпа Намка изображается синего цвета, в полумирной-полугневной позе, в его правой руке — свастика Юнгдрунг, символизирующая вечную мудрость Учения, в левой руке — череп с нектаром, символ сиддх.

Цеванг Ригдзин, Будда долголетия

Цеванг Ригдзин — главное божество долгой жизни в традиции Бон, сын Дренпа Намки. Реализованный мастер и сиддха. Многие изображения, практики и ритуалы Цеванга Ригдзина происходят из текста «Бон Терма» («Раскрытое сокровище»), обнаруженного тертоном Бонжигом Юнгдрунгом Лингпа (1346-1405 гг.), личность которого исследователи считают идентичной с буддистским тертоном Дордже Лингпой.

Поскольку Бон считает человеческую жизнь уникальной и драгоценной, существуют духовные практики, направленные на исцеление любого ущерба, нанесенного жизни, устранение любых препятствий, которые могли бы помешать полной реализации человека. Одной из наиболее распространенных практик достижения этих результатов является практика Цеванга Ригдзина.

Тапихрица, Мастер Радужного Тела

Тапихрица — Мастер радужного тела, покровитель учения Дзогчен, 24-й мастер традиции, символ единства всех линий Учения. Тапихрица был рожден в VII веке в государстве Шанг-Шунг и с самого раннего детства питал особый интерес к добродетельным делам. Когда ему было 11 лет, он получил полное посвящение Великого Совершенства Дзогчен от своего учителя Давы Гьялцена — и отправился в пещеру неподалеку от скалистой горы Тагтаб Сенгей, к востоку от Кайлаша, чтобы практиковать там в уединении без перерыва в течение девяти лет. 

В результате постоянной практики Тапихрица достиг состояния будды, растворив свое физическое тело в радужном свете. Впоследствии он принял новое рождение, чтобы передавать знание своим ученикам. Главным учеником Тапихрицы был Гьерпунг Нангжер Лодпо, впоследствии ставший Великим Учителем, держателем важнейшей линии передачи Великого Совершенства Дзогчен, знаменитым тантрическим йогом и личным жрецом царя Шанг-Шунга. 

Тапихрица видел, что мастер Нангжер Лодпо был подходящим учеником, но его сознание было затуманено гордыней — ввиду множества высших способностей и последовавшей за этим славы. Так, Тапихрица проявился в виде простого мальчика, став пастухом в богатой семье Юнгдрунга Гьяла. Встретившись с медитирующим на горе Нангжером Лодпо, Тапихрица начал с ним беседу об Учении, в течение которой Лодпо высокомерно отказывался верить воззрениям пастуха. Но в какой-то момент он поднял взор к небу и увидел сидящем на радуге обнаженного мальчика с белым телом. Тут же оказался Юнгдрунг Гьял, и мальчик, выпрямившись в пространстве, молвил: «Я Тапихрица. И я явился к вам». Гордыня была сломлена — и Нангжер Лодпо и Юнгдрунг Гьял попросили Тапихрицу стать их учителем.

Тапихрица и Нангжер Лодпо встречались всего три раза, в течение которых Лодпо записывал устные наставления Тапихрицы на бумаге. Именно эта линия прямой передачи учения Дзогчен — «Шанг-Шунг Ньенгью», состоящая из четырех циклов — считается одной из самых важных в Юнгдрунг Бон. Следуя чудесному учению Тапихрицы, 25 его учеников также достигли совершенства радужного тела.

Кхьюнг Мар, Красный Гаруда

Кхьюнг Мар, или Красный Гаруда — Защитник мудрости, проявление чистого сознания, одно из гневных божеств Бон. Красный Гаруда олицетворяет огненную силу энергии. Это божество защищает от препятствий внешних, внутренних и тайных. Он преобразует пять ядов и освобождает живых существ от страданий.

Он успокаивает и преобразует вредную энергию Лу (воздействие нагов) и лечит болезни, вызванные ими. Кхьюнг Мар исцеляет и благословляет себя, других и окружающую среду. Практика исцеления Красного Гаруды эффективна на физическом, эмоциональном и духовном плане.

 

Секхар Чокнга, пять высших йидамов отцовской тантры

В традиции Юнгдрунг Бон Секхар Чокнга — Пять высших йидамов отцовской тантры. Также известны как «Пять высших воплощений» и «Пять божественных крепостей». 

Эти пять йидамов — Валсе Нгампа, Лхаго Тхокпа, Трово Цочок Кхагьинг, Валчен Гекхо и Валпур Друксе Чемпа — олицетворяют просветленные Тело, Речь, Ум, Качество и Действие просветленного Владыки Тонпа Шенраба Мивоче.

Йидам Валсе Нгампа (Walsé Ngampa) является воплощением Просветленного Тела. Он темно-синего цвета, с девятью головами и восемнадцатью руками, в которых он держит различные виды оружия для преодоления препятствий. Главный текст ритуала этого божества был составлен великим мудрецом Дренпа Намка и называется «Этапы практики Валсе». Супруга Валсе Нгампа обладает мирной природой просветленной Великой Матери Сатриг Эрсанг и известна как Нгаммо Юмчен Трёпе Тактенма (Ngammo Yumchen Tröpé Taktenma). Цвет ее тела темно-зеленый.

Йидам Лхаго Тхокпа (Lhagö Thokpa) является воплощением Просветленной Речи. Он темно-синего цвета, с четырьмя головами и десятью руками, в которых он держит различные виды оружия для преодоления препятствий. В настоящее время этот йидам широко не практикуется. Его супруга имеет природу Сипе Гьялмо и известна под именем Джангнак Трёма (Jangnak Tröma). У нее темно-зеленое тело, а волосы сине-бирюзового цвета.

Йидам Трово Цочок Кхагьинг (Trowo Tsochok Khagying) является воплощением Просветленного Ума. Он темно-синего цвета, с тремя головами и шестью руками. Основной текст ритуала этого божества известен под сокращенным названием «Великое могущество Трово». Имя его супруги — Кхала Дукмо (Khala Dukmo). У нее тело красного цвета, а на голове она носит как украшение солнце, луну и звезды.

Также интересно  Восемь благоприятных символов буддизма

Йидам Валчен Гекхо (Walchen Gekho), является воплощением Просветлённого Качества. Этот йидам тесно связан с древним царством Шанг-Шунг и горой Тисе (Кайласом). Он темно-синего цвета, с девятью головами, четырьмя ногами и крыльями, как у Гаруды. У него восемнадцать рук, в которых он держит различные виды оружия для преодоления препятствий. С данным божеством связано пять тантрических текстов. Один из них был составлен высокочтимым первым настоятелем монастыря Менри Ньямме Шерабом Гьялценом и называется «Тайный гневный Гекхо». Супруга йидама — королева Драл, у нее тело красного цвета.

Йидам Валпур Друксе Чемпа (Walpur Drukse Chempa) является воплощением Просветленного Действия. Этого йидама также называют Пхурба. У него три лица и шесть рук, каждая из которых держит пхурбу, ритуальный кинжал. Он и его супруга соединены ниже талии и образуют единую пхурбу, украшенную змеями. И йидам, и его супруга имеют крылья. Есть много текстов ритуалов, связанных с Валпуром Друксе Чемпа.

 

 

Тагла Мебар, Огненное божество тигра

Тагла Мебар — огненное Божество тигра, проявление Тонпа Шенраба Мивоче и один из важнейших йидамов мудрости, который может благословить практикующего силой исцеления. Тагла Мебар сжигает внутренние отрицательные стороны и преобразует ум практикующего в ясность пяти мудростей.

 

 

 

 

Магью Сангчог Тартуг Гьялпо, Высшая сущность материнской тантры

Магью Сангчог Тартуг Гьялпо — одно из самых важных бонских медитативных божеств. Божество Магью — это йидам Сангчока Гьялпо, Владыка тайн, который имеет гневную внешность, синий цвет, семь голов и 16 рук, держащих 16 чаш из черепа, в каждой из которых по сердцу. Он обнимает свою супругу — великую царицу Кьему Оцо, океан света, с телом красного цвета, одним лицом и двумя руками. 

Шесть кхандро в тханке являются хранителями шести путей практики в цикле учений Материнской Тантры: зеленый — метод (Туммо и практика пяти элементов); синий — сон (сновидения); красный — страх (практика Чод); желтый — перенос (Пхова); белый — сон (йога сна); и коричневый — смерть (практика Бардо).

Дакини шести путей, Охранительницы практик материнской тантры

Шесть богинь-охранительниц специфических практик материнской тантры, иногда соотносимых с Шестью йогами Наропы. 

Зеленая дакиня — практика пяти элементов; красная — практика чод; коричневая — практика промежуточного состояния (бардо); жёлтая — практика переноса сознания (пхова); белая — йога сна; синяя — йога сновидений.

В зависимости от текста или комментариев учителей, цвет дакинь и практика, которой они покровительствуют, могут различаться.

 

Кхандро, дакини пяти элементов стихий

Кхандро (богини или дакини) пяти элементов: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Пять элементов играют фундаментальную роль в Учении Бон и являются основными энергиями, из которых возникает весь опыт, включая физический мир, наши тела, наши эмоции и ум. 

Кхандро представляют собой чистый, просветленный аспект каждого из элементов. Центральная фигура — белая кхандро пространства, Великая мать, из которой возникают все остальные элементы. В правой руке она держит украшения и драгоценности, а в левой — чашу из черепа, наполненную эфирным нектаром. Кхандро воздуха (зеленые), огня (красные), воды (синие), земли (желтые) окружают центральную фигуру.

Сангье Менла, Будда медицины

Сангье Менла — Будда медицины. Является проявлением Будды Тонпа Шенраба, просветленного Учителя Бон. Учение Будды Медицины было получено непрерывной линией передачи основателем монастыря Менри Ньямме Шерабом Гьялценом.

Сангье Менла обладает идеальным синим телом и восседает, одетый в церемониальные одежды и корону, на лотосовом троне, поддерживаемом двумя белыми слонами. В правой руке Сангье Менла держит Юнгдрунг, его левая рука находится в позе медитации, держа семя исцеления аруру. Он сидит в Ваджре, скрестив ноги, и смотрит на Запад. Все существа, получающие благословение Учений Сангье Менла, будут исцелены.

Шанг-Шунг Мери, Защитник линии Ньенгью

Шанг-Шунг Мери — медитативное божество Бон, восходящее к древнему государству Шанг-Шунг. Он считается Верховным защитником Шанг-Шунг Ньенгью — важнейшей (третьей) линии устной передачи Учения Великого Совершенства Дзогчен.

Оно уходит корнями к сущности Изначального Будды Кунту Зангпо и проходило по линии передачи через девять Будд, а затем — через мастеров царств дэвов и нагов, прибывших в царство людей в стране Тадзиг, откуда в доисторические времена перешло в Шанг-Шунг и Тибет. Эта линия передачи никогда не прерывалась, и учения никогда не скрывались в торма. Великий источник Учения Дзогчен, оно живо и по сей день. Ученые считают это покровительственное божество одним из самых древних в Традиции Бон.

Дзамбала, Божество процветания

Дзамбала — Божество процветания. Он восседает на естественно возникшем троне, в небесных шелковых одеждах, прижимая к себе вазу богатства под левой вытянутой ногой, в правой руке держа росток риса, а в левой руке — кожаный мешок в форме мангуста, представляющий собой контейнер, в котором находится все, что нужно для выполнения любого желания.

Тибетцы любят иметь статую или изображение Дзамбалы в своем доме. Они верят, что божество помогает исполнить все мечты.

 

 

Синий Дзамбала, Хранитель благополучия

Синий Дзамбала — один из защитников Учения Бон. Темно-синее тело цвета небес с одним лицом и двумя руками, с гневной улыбкой, голову венчает белый хрустальный шлем, на котором покачиваются солнце, луна и драгоценность. Тело заковано в красно-медные доспехи и укрыто голубым плащом. На бедрах все богатство шелков развевается, на поясе колчан из леопардовой кожи побрякивает. Через плечо ожерелье с Драгоценностью, исполняющей желания.

В правой руке держит золотой меч, устремленный в небеса. Разрубает им головы и тела врагов Учения Бон. В левой руке держит сумку из мангуста. Скачет верхом на лучшем коне, сбруя которого в убранстве всех видов драгоценностей, с драгоценной бирюзовой гривой, который трясется, хрипит и ржет, молниеносно перемещаясь по трем тысячам миров. Стальной сокол парит то над левым, то над правым плечом. Впереди два тигра в могучем прыжке. Позади размашисто бегут два льва.

Нампар Гьялва, Будда Совершенной Победы

Нампар Гьялва — полугневная форма Будды Тонпа Шенраба, проявившаяся для усмирения и подчинения вредоносных духов и демонов.

Обычно изображается синего, зеленого или желтого цвета, с гневным ликом, в украшениях Дзоку (Тело Совершенной Радости, Самбхогакая). Правая рука поднята в жесте Совершенной Победы, левая покоится на коленях, указывая на землю.